ООО "Русский инженерный клуб" является производителем ЛХА на диодных лазерах серии "ЛАЗЕРМЕД" и ЛХА на СО2 лазере Л`Мед-1
В настоящее время широкую популярность среди пациентов и врачей специалистов приобрела технология фракционного омоложения кожи лица с помощью СО2 лазера - аблятивный фракционный фототермолиз. На рынке присутствует большое количество аппаратов для этих целей в различном ценовом диапазоне. Агрессивная реклама, броский внешний вид, неполная информация о технических характеристиках лазерного аппарата (или намеренное замалчивание о них) зачастую отвлекают покупателей от анализа технических возможностей лазерного аппарата, от которых и зависит конечный результат процедуры.
В данной статье мы попробуем разобраться на какие технические характеристики следует особенно обратить внимание при выборе СО2 лазерного аппарата для фракционного омоложения кожи.
Суть фракционного метода омоложения кожи заключается в формировании на коже микрозон лазерного воздействия, внутри которых происходит абляция биоткани.
Омолаживающий эффект процедуры определяется следующими факторами:
Причем стойкость и выраженность результата процедуры прямо пропорционально зависят именно от глубины микрозоны.
Микрозоны имеют одинаковый диаметр (определяется диаметром сфокусированного лазерного пучка). Этот диаметр должен быть не менее 100 мкм и не более 250 мкм (минимизирует риск осложнений).
Плотность расположения микрозон на коже обеспечивается конструкцией специальной насадки – сканера для фракционной абляции.
Так как глубина микрозоны определяет эффективность конечного результата омоложения, то она должна регулироваться в зависимости от задач омоложения.
Абляцию биоткани (формирование микрозоны) обеспечивает импульс излучения СО2 лазера. Формируемая при этом микрозона состоит из нескольких зон лазерного воздействия: - зона абляции, зона коагуляции, зона тепловой диффузии (рис.1).
Рисунок 1. Строение микрозоны, формируемой СО2 лазером при фракционном воздействии.
При этом, как уже упоминалось выше, на эффективность методики влияет глубина зоны абляции. Зоны коагуляции и тепловой релаксации (диффузии) необходимо стремиться минимизировать, т.к. чрезмерное термическое воздействие увеличивает реабилитационный период и может вызывать осложнения.
Другими словами технология фракционного омоложения СО2 лазером требует:
Глубина, на которую происходит абляция биоткани, зависит от мощности импульса и длительности его воздействия.
Ширина зоны коагуляции и тепловой диффузии в основном зависит от длительности воздействия, т.е. длительности импульса. Так как технология фракционного омоложения требует минимизации этих зон, то идеальными параметрами импульса являются максимальная мощность в минимально коротком импульсе.
При этом, если длительность импульса будет ниже или сравнима со временем тепловой релаксации кожи (250 - 500 мкс), то зона тепловой диффузии будет минимальной, но достаточной для теплового прогрева средних и глубоких слоев дермы, обеспечивающего омолаживающее действие. Здесь мы и переходим к параметрам лазерного аппарата, которые определяют эффективность фракционной процедуры:
Современные СО2 лазерные аппараты могут работать в непрерывном, импульсно-периодическом (импульсном) и суперимпульсном режимах работы.
Фракционный метод реализуется только в суперимпульсном или импульсном режиме работы СО2 лазера.
В импульсном режиме работы можно регулировать мощность импульса и длительность импульса. Мощность можно регулировать до максимального значения мощности аппарата, которая составляет 30-40 Вт. Минимальная длительность таких импульсов ограничена значением 1-10 мс (миллисекунд – 10-3 с).
Суперимпульсный режим – специальный режим работы лазера, мощность импульса в котором не регулируется, а выходит на пиковое значение, которое в 2 - 2,5 раза выше максимального значения мощности аппарата и составляет 75 – 100 Вт (при номинальной мощности аппарата в непрерывном режиме 30 – 40 Вт). Длительности суперимпульса возможно регулировать в диапазонах от 10 до 1000 мкс (микросекунд -10-6 с).
Преимущество использования суперимпульсного режима перед импульсным режимом заключается в том, что для достижения одного и того же эффекта на коже мы можем использовать более короткие (по сравнению с импульсным режимом работы) длительности, что позволяет максимально уменьшить зону тепловой диффузии (сохраняя при этом эффективность теплового прогрева дермы) и за счет этого уменьшить реабилитационный период и значительно снизить вероятность возможных осложнений.
В тоже время мощность суперимпульса в 2,5 раза выше мощности обычного импульса, что позволяет достичь необходимой глубины абляции, обеспечивающей эффект омоложения, при минимальной длительности воздействия (рис.2).
На рисунке 2 показано сравнение воздействия на кожу суперимпульса и обычного импульса одной и той же энергии. В обоих случаях достигнута одна и та же глубина микрозоны, однако ширина зоны коагуляции и тепловой диффузии при воздействии обычным импульсом гораздо шире, чем при воздействии суперимпульсом. Ширина самой микрозоны после воздействия обычного импульса шире за счет большего времени длительности импульса и это также увеличивает сроки реабилитации и создает дополнительные риски осложнений.
Рисунок 2. Сравнение воздействия суперимпульса и обычного импульса одной и той же энергии.
При дальнейшем воздействии – формировании соседней микрозоны, в импульсном режиме возможно наложение зон тепловой диффузии и формировании зон накопления тепла (рис.3), что приводит к значительному перегреву тканей кожи и увеличивает риск осложнений. В суперимпульсном режиме такого наложения не происходит.
Рисунок 3. Наложение зон тепловой диффузии при формировании соседней микрозоны в импульсном режиме.
Для некоторых целей (например, ремоделирование рубцов) глубины абляции одного импульса может оказаться недостаточно, и тогда применяют методику повторных импульсов в одну точку воздействия. При этом применение суперимпульса длительностью меньше времени тепловой релаксации кожи также имеет значительное преимущество, потому что повторный импульс не приводит к накоплению тепловой энергии и увеличению зоны тепловой диффузии, обеспечивая необходимую глубину абляции. В импульсном режиме такое накопление происходит и суммируется с теплом от соседних микрозон, что приводит к значительному перегреву окружающей биоткани и увеличению срока реабилитации.
Методика фракционного омоложения кожи в некоторых случаях требует применение суперимпульсов длиннее времени тепловой релаксации кожи, несмотря на значительные тепловые нагрузки при этом. Например, лечение гипертрофических рубцов, разглаживание глубоких морщин требует глубокого дермального омоложения, т.е. коагуляционно-теплового воздействия на все слои дермы (используются импульсы длительностью 800 – 1000 мкс). Поэтому широкий диапазон регулировки длительности суперимпульса существенно расширяет функциональные возможности аппарата, позволяя эффективно воздействовать на разные слои кожи в зависимости от поставленных задач омоложения.
Все вышесказанное позволяет описать требования, которым должен соответствовать аппарат для эффективного фракционного омоложения кожи:
Продавцы СО2 лазеров зачастую выделяют в преимущества представляемого аппарата скорость сканирования и размеры фигур сканирования. Данные характеристики определяет в большей степени конструкция насадки – сканера. Безусловно данные параметры влияют на скорость выполнения процедуры, что несомненно привлекательно. Но все же на эффективность процедуры влияют именно параметры лазерного аппарата – мощность, наличие суперимпульсного режима, диапазон длительностей суперимпульсов. Помните об этом при выборе лазерного аппарата.